Я не сильно люблю Азию. Не природу, конечно, мне кажется, у Земли в принципе все ракурсы выгодны. Но как не любят учителя, который учит сложному, но важному. Не суетиться. Не тревожить эго. Видеть момент. И тут я паршивая ученица. Раньше, кстати, была лучше - помню, как купалась в безмятежности на Шри-Ланке И позавидовала бы самой себе, если бы не знала обратной стороны медали: ты утопаешь в путешествиях, когда не сильно любишь плавать в собственной будничной жизни. Возвращаюсь сейчас в то прошлое и думаю, как же здорово все поменялось. Как же мне повезло узнать, что такое ехать на работу, в спортзал, на языковые и какие-то там ещё курсы с тем же удовольствием, что в аэропорт. Быть с широко открытыми глазами на всех берегах. И по-прежнему вместо сувениров везти домой уроки, которые тебе преподали.
УРОК 1: Если дерьму суждено случиться, оно случится. И это не смертельно.
Даже представлять не хочу, каким образом эта идея пришла в голову какому-то креативщику полей, но тем не менее - самый дорогой в мире кофе, Копи Лувак, делается из зёрен, извлеченных из экскрементов животного по имени мусанг. Говорят, впрочем, что все это следствие жадности - мусанги воровали на плантациях зёрен больше, чем могли переварить, а плантаторы решили, что добру пропадать не следует - мир с энтузиазмом принял эту идею, как и любую дорогую и бредовую.
Желания оценить эту горечь у меня не было совсем, тем более, что в тот период жизнь и так была огорчена всякого рода дерьмом - оттого и жила я первую неделю в отдаленной деревушке наедине с высоченными пальмами и книгами. Единственная пешая прогулка в Убуд (а Бали вообще не предназначен для ходьбы - только байк или машина) завершилась у меня за первым же столиком - я буквально упала в ближайшую тень (ну как в ближайшую - км в 10-11 от дома). Было так плохо от жары, что на вопрос: “Кофе?”, я смогла лишь кивнуть. Уже немного придя в себя, попивая эспрессо, я раздумывала, зачем здесь клетки с кошками. Ещё через пару глотков поняла, что не с кошками. “А что это за кофе?” - спросила я у хозяина. “Копи Лувак” - ответил он, и гордая улыбка растеклась по его лицу, а вслед за ней речь, что только на этом острове я могу его купить по такой приятной цене и так далее и так далее.
Что вам сказать про его горечь? Да без понятия, я сама тот ещё извращенец - мой любимый кофе с мятой и апельсиновым фрешем. Но если уж глотнул дерьма, остаётся лишь запить водой и в следующий раз внимательней вслушиваться, что тебе предлагают люди и жизнь.
УРОК 2: Кетуты не то, чем кажутся
Лекарь-провидец Кетут из книги “Ешь, молись, люби” (и именно он, прям собственной персоной, снимался в ее экранизации) к моему приезду отправился в мир иной. Хотя я опять-таки не собиралась к нему идти - есть у меня такое предубеждение, что все эти лекари изобретают “копи лувак” от медицины. Я больше ездила по паркам с высокими деревьями - мне кажется, что от их размаха ты будто снова становишься маленьким, попадаешь в детство и так гораздо лучше излечиваешься от всяких взрослых забот.
В одном из таких парков, что возле Слоновьей пещеры, я увидела ступеньки - это же всегда интересно посмотреть на мир с ракурса повыше. Наверху - часовенка, возле неё дедушка - ну копия Кетут, руки трусятся, зубы потеряны, но улыбка во все мифических 32. Резвый такой, ни секунды на опомниться - тут же указывает закрыть глаза, обмазывает лицо рисом, посыпает лепестками, кропит водой - в общем, безумие; я смеялась, не давая его рису нормально ко мне прилипнуть. По окончании он, конечно, отклонил какую-то скатерть, попросил пополнить стопку купюр. Я что-то там оставила, и на прощание он меня решил по-отечески обнять (ну ок), поцеловать в лоб (нууууу ооооок), а потом неожиданно обнять совсем не по-отечески и поцеловать в губы… хорошо, что сбегать по ступенькам гораздо легче, чем подниматься. И через секунду после этого неожиданного харассмента я уже снова стояла среди моих любимых огромных деревьев, куда ниже всей этой религиозной высоты, которая под именем любого бога по большей части только связывает мысли тем, кто пониже, и развязывает руки тем, кому удалось оказаться наверху.
УРОК 3: У изгоев свои изгои
Как таковых экскурсий на Бали нет - по сути, ты просто берешь водителя и катаешься по указанным заранее направлениям или по вольной программе. Одной из точек таких моих поездок была деревня разведённых. Разводиться на Бали - это очень стыдно. И чтобы не смущать благопристойных семьянинов или не дай бог не вдохновить на счастье не по правилам, женатые дважды (получается, что семьи второго сорта) вынуждены уезжать в отдельные деревни. Но что забавно: если у тебя и там не сложилось, тебя вновь выселяют на окраину - в дома подальше, потемнее.
Мне это очень напомнило историю мексиканца, который работал в Америке - бывшие мексиканцы, успевшие тут пожить уже хотя бы одно поколение, новых приезжих презрительно называли “чикитас” и относились к ним соответственно - как к понаехавшим. Ещё меня всегда удивляет, когда некоторые гомосексуалы иногда осуждают бисексуалов, как неопределившихся, будто они лишь играют в свою особенность. Не суйтесь, мол, в наши парады. Какая-то такая странная цепочка - сам познав неприятие, осуждение, ты нет-нет да и передашь ее другому. И от этого не становится меньше разведённых, мигрирующих или нетрадиционных. От этого становится лишь больше жестокости. И я все думаю, а доброта, любовь, понимание, эмпатия - они ведь тоже должны так неосознанно даже передаваться? Не знаю, если честно. Но мне все-таки кажется, что пробовать стоит.
УРОК 4: Не ищи сложных путей
А ещё одной точкой таких “экскурсий” был вулкан. Из тех, что как сильно седые мужчины - вроде уже не опасен, но кто его знает. В моих планах было полноценное на него восхождение - чтобы пешком в ночь подниматься долгими тропами и гордыми руками сфотографировать рассвет. Я уже даже нашла проводника и договорилась отправиться туда из Нуса-Дуа, во второй части отпуска. Но после “гетто для разведённых” мой водитель как раз планировал отвезти меня на вершину вулкана. “Отвезти на вершину? Так просто? - подумала я - Нет, так просто мне не надо”. И отказалась. А вторую неделю ночами шли такие ливни, что все пешие подъёмы были отменены. И на вулкан я так и не попала. Не скажу, что сильно жалею - уже гуляла по вулканам в Исландии. Но все-таки, наблюдая за такими же вот моими ежедневными решениями, не перестаю задумываться: как много вершин я упустила, отказываясь от чужой помощи?
УРОК 5: Главные достопримечательности - не достопримечательности.
И вот эти качели (ну или не те - спрос породил на Бали предложение, в одном этом месте их штук пять разной высоты) - 40$ вход, очередь, надевают на тебя защитные пояса, ты на минуту взлетаешь. И это, конечно, восторг безумный - обожаю летать. Но всего минуту, ребят, минууууточку. И с толпой внизу, которая тебя торопит взглядом и фотоаппаратом. И я даже не хочу сравнивать это с моими любимыми качелями на Ямайке (пусть не над обрывом, но моими целиком и полностью - я сутками с них не слезала), но даже те обычные во дворах, на которых мы летали, сбегая с уроков - они и то приносили гораздо больше смеха, чем все эти инсталокации.
И, конечно, главное во всех этих воспоминаниях не качели, а разговоры и смех, которые их окружают. И именно их будешь помнить, без сожалений отправив в урну китайские магнитики. И мне повезло в тот раз - моим водителем тогда оказался юный мальчик, я договаривалась с его отцом, а наутро за мной приехал Йога - такое у него приятное имя, созвучное характеру. Пока искал мне эти качели, подпевал Адриане Гранде, рассказывал об учебе и своей девушке, о том, как мечтает работать на круизном лайнере. Сейчас в инстаграме наблюдаю, как он плавает от Австралии до Канады, как улыбается между рейсами в камеру с этой своей девушкой, и убеждаюсь в очередной раз, как же все эти улыбки и истории исполнения мечтаний важнее всех "маст си" мест.
УРОК 6: Никогда не прекращай делать то, что любишь
Все фотографии в этом посте сделаны на пятый айфон, потому что за пару месяцев до поездки я продала свой Кэнон. И только на Бали поняла, какую сделала ошибку. И как я люблю фотографировать.
И мои сожаления не про качество фотографий. Просто когда на человека направляешь большой объектив, он ощущает себя частью красивой истории, а когда телефон - то потехой для инстаграма. И поэтому тут практически нет фотографий людей. И мне это очень жаль.
А все потому, что хорошая в общем-то фраза: “преврати хобби в работу, и не будешь работать ни дня” не всегда права. Не все хобби надо обременять рутиной, заказчиками, требованиями и компромиссами, компромиссами, компромиссами. Некоторые вещи нужно оставлять для себя. И заниматься ими без оглядки на успех, прогресс и правила.
Фотоаппарат я себе снова купила - не такой большой и серьёзный, без претензий. Просто для чистого удовольствия.
УРОК 7: Slow but sure
На Бали у бассейнов или на ступеньках после дождя вместо нервных “Опасно! Скользко! Мокрый пол” мне часто встречалась табличка “slow but sure”. То есть как бы опасность есть, но не останавливаться же теперь из-за этого? Ты просто будь осторожен и продолжай идти. Не то чтобы я люблю поднимать простые истины с пола (хотя да, люблю - мой любимый совет не устаёт повторять компания Nike), но мне правда кажется, что шагать и не бояться - это очень важно.
Я на днях посмотрела интервью Кантемира Балагова Юрию Дудю. Он там объяснял про тавтологию существования, о которой им рассказывали на режиссерском курсе Сокурова: “Если ты равен себе вчерашнему, то зачем ты?”. Так что да, друзья, каждый день - идти. Пусть даже очень slow. But sure.
Это, должно быть, не очень похоже на то, что обычно пишут про сказочное Бали? Но я ни капельки не спорю - конечно, это остров прекрасных вилл и отелей с наклейкой “лакшери”, ароматной еды и лечащих душу пейзажей. И возможно, мне просто не хватило фото в ванне с лепестками (“не дала, вот ты и бесишься”). Да без сомнений - пролежи я сутками в СПА и у бассейна, я бы до сих сладко закатывала глаза, говоря: “Бааааали”. Но на самом деле, мне, к сожалению, уже мало влюбляться в природу, хочется влюбляться в людей. А это гораздо сложнее.
Говорят, на Бали какая-то особая энергетика, и каждому гостю остров даёт ровно то, что ему нужно. Не знаю, насколько он хотел поделиться именно этим, но с меня он, кажется, окончательно смыл романтику дауншифтинга и показал, как сильно я привязана к культуре, в которой выросла. Как сильно я люблю кино и книги, и как сильно не люблю философию, приправленную многоярусными обрядами. И если на Шри-Ланке меня скорее забавляла очередь к зубу Будды, то жертвоприношения Бали вызывают уже другие эмоции. Нет, все эти сплетенные цветы и листья - очень милая и, наверное, полезная ежедневная медитация. Но устраивать обряды с утапливанием коров заживо, что случаются здесь, для меня не традиция, а слабоумие и жестокость. Возможно, я просто недостаточно тонка для востока. Многим ли лучше западный мир, где в том или ином виде случаются жертвоприношения людей ради денег? Конечно, не лучше. Лучше - мир внутри. И неугасающее любопытство улучшать его красотой мира вокруг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий