Страницы

20.02.2019

САМЫЕ. САМЫЕ. САМЫЕ. Догвилль vs. Плезантвиль



В фильме “Самые. Самые. Самые” Владимир Познер разгадывает секрет скандинавских стран: почему в Дании живут самые счастливые люди, почему норвежцы - самые богатые, шведы - самые бесконфликтные, и так далее - много интересных вопросов о людях в контексте гражданства и вне его. Получилось 12 серий во вдумчивом ракурсе - не часто люди на девятом десятке (а именно там Познер) используют свой опыт так трезво и остро. Люблю его фильмы и взгляд.

Но вот о путешествии в Скандинавию я не грезила никогда. Разве что чуть задумывалась о норвежских фьордах - они какой-то сказочной картинкой висели у меня на задворках мечтаний с пометкой “хотелось бы однажды не в одиночестве”. Почему не грезила? Мне как-то автоматически казалось, что там по холодным улицам гуляют холодные люди, и нет у них ни времени, ни желания на улыбку. Хотя странно! Я же часто встречала их в дороге, и дружелюбия всем этим северным ребятам хватало на многих славян. Помню, сказав одному голландцу, что его соотечественники в пути встречаются чаще всего, услышала: “Ну так у нас страна маленькая, что нам там делать?”. Видимо, я тогда автоматически решила: “если им там неинтересно, то и мне, собственно, что там ловить?”

А после фильмов Познера в Скандинавию захотелось сильнее. И каюсь - не потому, что я увидела их такими френдли, захотела впитать хюгге и разобраться в законах Янте. А потому, что мне уперто кажется, будто в пряничных домиках с табличками “happy” живут герои Ларса фон Триера. И сильно хочется эту шизофреничную мысль опровергнуть лично. Хотя по закону притяжения информации неизменно получаю истории семей/пар/городков с обманчивым фасадом и снова сомневаюсь, сомневаюсь, сомневаюсь.

Сериал “Правда о деле Гарри Квеберта” начинается классической мечтой писателя - дом у моря, красивая девушка танцует под дождем. Продолжается тайной мечтой писателя - девушка мертва и не мешает писать, а сюжет от этого становится гораздо увлекательной очередной мелодрамы. Я в какой-то момент бросила угадывать, кто убийца и просто с удивлением наблюдала за разоблачением всех героев истории. Один из любимых моментов, когда пожилого пенсионера арестовывают по подозрению в педофилии, а его жена спустя время размышляет: “я сорок лет прожила с мужчиной, который лгал мне 33 года. Почему я все еще готовлю на двоих?”.




Следующую тень на маленькие городки бросила “Случайная вакансия” Джоан Роулинг. Вообще, друзья, повторю общеизвестное - она очень крутой писатель. Никакого кружева в текстах, но ты абсолютно погружен в ее рассказ, четко слышишь, как шаркают неуверенные герои, как спадают бретельки у подвыпивших героинь, как презрительно фыркают подростки. И хоть история происходит в американской глубинке, можешь ткнуть пальцами в их копии у себя за окном и в зеркале (куда важно смотреть в первую очередь). И это очень сильно, как книга, хоть и не сильно приятно о людях. Почитайте, если еще нет.




И вот я смотрю - в экран, на страницы, в окно, в себя. И мне все сложнее поверить, что сытость делает человека лучше, чище и добрее. Счастливее? Местами. Довольным? Наверняка. Светлее? Вряд ли. Да, наверное, в комфортных условиях мы, как растения, начинаем давать цветы, плоды и прочее хюгге. Вероятно, чем безоблачней детство, тем меньше теней во взрослой жизни. Хотя судя по взрослым детям благополучных стран теней все-таки не меньше - просто обсуждаешь их скорее с психологом, чем с рюмкой водки.

Мне кажется, что и в скандинавском минимализме, и под карибским солнцем, и в американских аттракционах, и в нашей зиме человек шагает с неизменным набором качеств. Не с неизменно низменным, нет - инь-ян. Просто в светлых обстоятельствах меньше поводов проявить свои темные стороны. Но если вокруг вас сплошные идеальные люди на позитиве, то вы или в инстаграме, или в Плезантвиле. И тем скорее под его глянцевой обложкой окажется Догвилль.

Комментариев нет:

Отправить комментарий