Страницы

27.09.2015

Анка Журавлева. В гостях у сказочницы


Фотографии Анки Журавлевой я увидела в интернете, когда она еще жила в Санкт-Петербурге, а я летала только во сне. Мне тогда показалось, что у "Алисы в стране чудес" вышло продолжение - я, замирая, "читала" сказку. С годами оказалось, что листать волшебную ленту можно и в инстаграме, а само волшебство творится в Порту. И когда поняла, что лечу в Португалию, затаила мысль о встрече и интервью (есть у меня такое тайное хобби). Написать письмо решилась, на самом деле, уже будучи на Мадейре, и неожиданно получила легкое "не вопрос!". И меньше чем через неделю спешила на встречу в Порту.

С Анкой мы договорились встретиться возле вокзала São Bento. Мне тогда было ужасно интересно, куда мы пойдем дальше - в каких декорациях пьют кофе сказочники? А она поздоровалась и предложила пойти к ней домой. Минут через 10 мы кутались в пледы на террасе, в бокалах тонуло закатное солнце (в кофейных чашках солнце не любит тонуть - только выныривать), а птенец чайки хвастался на красной черепице, как за день научился взлетать.

В их квартире живут музыка, картины и тени. У меня нет фотографий - тот случай, когда рука бы дрогнула. Но мне удалось унести гораздо больше  - пока мы разговаривали, муж Анки, Саша, играл свою музыку.  И получилось, что сказочница не просто показала мне свое место в Порту, а пригласила в свою сказку. Такое вот волшебство:)

Фрагментами делюсь с вами. Потому что делиться - это лучший способ сказать спасибо)


О невесомости





Серия Distorting gravity - это не про полеты во сне. Это о том, благодаря чему взлетаешь наяву. Такое выражение есть в русском языке - "земля ушла из-под ног", "все вверх дном перевернулось", или "несет на крыльях любви" - когда всё так прекрасно, что ты вообще забываешь, что у тебя есть тело. Там каждый увлечен чем-то. Там влюбленные есть. 


Я когда читаю книжку хорошую, забываю про все на свете. Это про то, как ты зависаешь в момент чтения. Некоторые книги могут тебя унести. Это не про сны, не про полеты, а про потерю привычных ориентиров, верха, низа. Есть про Алису, как она падает в нору, на синем фоне есть картинка такая - непонятно, что с ней происходит, но она падает. Falling to the dream. Проваливается в мечту. Такое.


Про сны



Из снов возникла серия "Водный мир". Мне приснилось, что я проснулась, а вокруг океан. То есть в квартире сухо, все как обычно. А за окном вместо неба - вода, вместо птиц - рыбы, дельфины, всякая живность морская... И при этом мы спускаемся с мужем по лестнице, выходим на улицу, а там уже все нормально - фишки сна. И вот это ощущение, когда открыл глаза и увидел другой мир за окном, я пыталась воссоздать в фотографии. Два года этот сюжет в голове переваривала. Было важно найти правильное место, свет, модель. А потом потихонечку начала делать эти картинки - когда никто не затоплен, но вместо воздуха - океан.

У меня часто бывает, что мозг дорисовывает реальность из сна. Что я рассказываю знакомым о каких-то вещах, и все меня убеждают, что этого не могло быть и не было по объективным причинам каким-то. А мне так ярко приснилось и так само устроилось в какие-то воспоминания, что стало для меня не менее реально, чем мир вокруг. И такие фотографии тоже есть - кто-то что-то рассказал, что-то увидела, а во сне это трансформировалось и встроилось кусочком пазла в ткань реальности, в какую-то странную сюрреалистическую картинку. Таким образом из сна получается явь. Но откуда оно все изначально приходит - чёрт его знает.




О вселенной

 
Это меня мучает с детства, мои главные вопросы - я маме покоя не давала - "кто я?" и "где я?". Но и сегодня нет какой-то концепции, ответов, объясняющих все. Я очень надеюсь, что раз уж этот мир есть, что все это не просто так. Что есть добрые силы, безусловно, но в каких единицах они выражаются, я не знаю. Я не атеист, в любом случае. Если бы мне сказали, выбери обязательно какую-то религию, это был бы буддизм, безусловно. Особенно его дзен-составляющая с безумными монахами, которые очень сильно веселились, судя по книгам, рассказам и всяким дзенским историям. Не были они такими ортодоксальными последователями этих всех традиций и церемоний. Проще к жизни относились. 


Я помню, в детстве произвело глобальное впечатление, когда нам показывали молекулы, атомы и все прочее. И мы молекулы разобрали, атомы разобрали, и что из чего состоит - и что если все уменьшать, уменьшать, уменьшать, то в итоге окажется, что разницы между бутылкой вот, например, и воздухом-то нет. И я помню это как открытие - вот оно! Вот оно - все одинаковое, бутылка, воздух, вода, котики там какие-то, птички, листики - все это в конечном счете одна и та же штука. И вот это как-то и продолжает греть до сих пор.


О хорошем



Нет, не принимаю упрек "как можно делать картиночки всякие, пока в мире войны и голод". Я очень поддерживаю Мать Терезу, которая сказала, что не пойдет на митинг "Против войны", а только с теми, кто пойдет "За мир". Лучше множить хорошее так, как ты можешьь, даже если это просто красивые картиночки, чем множить плохое, даже если об этом плохом я буду просто дискутировать. Особенно как это обычно происходит - за вином, за обедом или у монитора. Это не значит, что я не проживаю все это. Но лучше выдыхать, отпускать мысли, залечь на дно, почитать книги, погулять, а потом вдохнуть и продолжить заново делать что-то доброе, хорошее.


О взрослых






Да, на моих фотографиях редко встретишь детей. Дети - они же и так прекрасны, сами по себе. А мои фотографии для взрослых. Мой кумир в этом плане - Хаяо Миядзаки. Он создал такой фантастический мир, что столько людей поверили в доброе заново, вспомнили о хорошем, вспомнили себя маленькими, открыли глаза. У него нет плохих и хороших, нет героя. Нет негодяя и нет победителя. Нет добра и зла. Все очень по-японски - у людей есть причины делать то, что они делают - плохое, хорошее, из этого микс такой безумный случается. И плохое в конце улучшается, точнее, он показывает с такой точки зрения, что мы его понимаем. И это связано очень сильно с детством - девочки, мальчики у него какие-то такие, совершенно из детства родом, на мой взгляд. И у меня все тоже родом из детства - хочется, чтобы взрослые вспоминали себя. Потому что все стареют, взрослеют, начинают быть ужасно умными, забывают какие-то прекрасные элементарные ощущения, начинают бояться, копить деньги, завоевывать мир. Стоило бы, наверное, чаще пошире глаза открывать на какие-то вещи. Это сложно. Я себе постоянно повторяю, чтобы оно не покидало это ощущение. Потому мои фотографии для взрослых. Но из детства.


Про цирк



Цирк со мной тоже из детства, с картин Анри Тулуз-Лотрека. Я маленькой, когда болела, лежала вся в температуре и в одеялах, окружала себя книжками с картинами пост-импрессионистов - Сезанн, Гоген, вся прекрасная плеяда. Но Лотрек всегда любимым был - у него есть совершено удивительные цирковые зарисовки, театральные, кабаре.

Да и сама эта концепция бродячего шапито удивительна - поэтическая и страшная одновременно, про тяжелую жизнь и волшебство, про театральность, антураж. Там же совершенно удивительные люди работают - они чудо не фотошопят, а чудо делают! Невероятный труд и смелость! Я никогда такой не смогу стать. Потому что слишком боюсь. Но от этого, наверное, и мечта. Хочу найти какое-то красивое шапито с настоящими гимнастами и шпагоглотателями, тиграми, не знаю, львами, клоунами. Чтобы не слишком с блестками, винтажное. Не знаю, насколько это реально, но рано или поздно получится, притянется. Многим вещам нужно время - забросишь наживку и ждешь


О книжках с картинками


Есть писатели, которые погружают в состояние совершенно удивительное. Из классики я бы проиллюстрировала Дзюнъитиро Танидзаки "Похвалу тени", или "Тысячекрылого журавля" Ясунари Кавабаты, например. Если из японских современных, то Банану Ёсимото. Анну Гавальду тоже - не всю при чем, но "Просто вместе" просто с удовольствием. И "Вино из одуванчиков" Бредбери. Это вообще, наверное, мое любимое. Если бы мне сказали: "Выбери одну любимую книгу", я бы сомневалась - её или "Записки у изголовья" Сэй-Сенагон. Вот. В этом направлении.





О кино - волшебном и не очень



Прекрасно бывает, что мы можем посмотреть какой-то совершенно дурацкий блокбастер забористый. Так чтобы он в одно ухо влетел, в другое вылетел. У тебя есть красивый монтаж, бодрая музычка, тут кто-то выпрыгивает бегает, мозг абстрагируется - знаешь, такого рода медитация. Медитация ни на что)

Что-то из последнего не сказочного, не тонкого и не лиричного - чудесный "Стражи Галактики". Не то чтобы особо сложный какой-то он всё равно про что-то доброе и ироничный - люблю, когда ирония есть в кино.

Но блокбастеры блокбастерами, а самое сильное киновпечатление последних лет - "Великая красота". В нем все прекрасно.



О критике и "лайках"




В критике самой по себе нет ничего плохого. Но люди, которые непрошеными лезут ее публично высказывать - они не критики, а хамы. Потому что хороший критик он тебя не будет критиковать просто так - ты к нему сам придешь и еще напросишься на эту критику, и тогда, быть может, он тебе распишет по полочкам. Потому на непрошеную критику мне плевать. А на хамство - нет. Неприятно от самого факта существования такого в людях.

В общении с аудиторией, со зрителем важно не количество "лайков", но важен фидбек, отзыв в них самих. Когда вдруг пишут неожиданные комментарии совершенно живые людей из разных точек планеты. Это дает силы продолжать. Когда кто-то из Китая, например, написал в Фейсбуке, что посмотрел мои фотографии и вспомнил детство. Или в Австралии у человека поднялось настроение из-за моих летающих девушек. Или человек из соседнего дома улыбнулся благодаря им. Вот такая реакция очень важна. Это вообще самое важное.


О музыке



Музыкой мою жизнь наполняет, конечно, муж, в первую очередь. И в основном это все индийское, которое уже совершенно безапелляционно проникло в жизнь. После этого большую часть европейской мэйн-стримовой музыки стало слушать скучнее. Но если вдруг иногда в одиночестве хочется словить какое-то знакомое эмоциональное поле - это будут прекрасные джазовые певицы с их сложной судьбой. Я могу бесконечно Билли Холидей слушать, Сару Воан. Джони Митчелл тоже, но в меньшей степени - она прекрасна, но очень драматична. Ну, и какой-то софт-джаз для поддержания атмосферы, если чувствую себя одинокой. Такая вспомогательная музыкальная пилюлька. Но сейчас уже все меньше. 


Об одиночестве в кадре и за ним




Я начинала серию "1+1", для которой фотографировала влюбленных. Не любую пару - ту, которая лично мне покажется единой. У меня в голове есть концепция и даже было сделано несколько фотографий, что-то я обнародовала. Но пока не готова морально что ли... Хотя планирую продолжать.

Но и мои женщины-модели за кадром, на самом деле, совсем не одинокие. Влюбленные, со счастливой семейной жизнью и детьми. И любовь - это же совершенно прекрасно и необходимо. Но в конечном счете, как говорит мой муж, в могилу ты всё равно ни с кем не ляжешь. Ты всё равно один в глобальном смысле, как единица, как огонечек, которых там миллионы. Всё равно сам с собой. И если ты гармоничен наедине с собой, то ты гармоничен и в любви. И вообще во всех других вещах. 


В том году Сашка уезжал на месяц, и я первый раз в жизни осталась одна в новой стране с минимальным знанием языка. Меня колбасило страшно, я гуляла к океану и вдруг спросила себя, а хотела ли бы я что-то менять, если бы вдруг осталась одна? Реально вот одна? И я поняла, что нет, что все гармонично; все, что я делаю, правильно. Одиночество с детства со мной. Да и все мы, в общем-то, одиноки. И эгоистичны. Повезло тебе встретить любимое существо - это прекрасно. Не повезло - может быть, тоже прекрасно. Ты же не знаешь. Нет правил. А то, что мы пары, ну так уж создало нас мироздание, без этого мир не существовал бы. Но всё равно каждый из нас один где-то глубоко в душе, и справляется один со своими тараканам, и идет своей дорожкой. Счастье - во внутреннем состоянии. Только там. Оно всегда там есть. Всё равно где-то там посередине горит огонечек и он один.



О Порту (словами Саши Журавлева)



В Порту прекрасно все. Мы просто берем, выходим на улицу и идем. Нравится - сворачиваем. Туда идем, сюда идем. И поскольку каждый раз это пешком и по новой, но мы просто в день иногда по 20-25 км проходим. Если жарко, то мы топаем на океан, или садимся на лодочку около моста через реку Доуру и  переплываем на ту сторону. В мире хватает городов для "зажечь". Порту - город для "затупить".

А куда сходить? Тут просто надо идти. Куда-нибудь обязательно придешь.


Комментариев нет:

Отправить комментарий